Закон про рекламу: как оформлять плакаты на станции метро?

Александр Ущаповский
CEO КОМАНДА-А

Маркетинговые активности торговых марок и брендов в Украине регулируются Законом про рекламу. Его положения однозначны и адаптированы под каждую из рекламных площадок, от телевиденья до плаката в лифте жилого дома.

Естественно, что Закон находится на стороне потребителя, поэтому рекламистам рекомендуется дотошно проверять свои слоганы, вижуалы и даже оформление контактных данных на предмет соответствия правилам, установленным государством.

И если неуместность китча с нецензурной лексикой или обнажённым телом на центральной станции метро понятна всем, то порядок правильного оформления контактов на рекламном плакате можно нарушить просто по незнанию.

Давайте разбираться, за что любой пассажир КП «Киевский метрополитен» может подать жалобу в Госпродпотребслужбу на ваше торговое обращение, и какие штрафы грозят рекламодателю даже за непреднамеренное введение потребителя в заблуждение?

Реклама в метро по правилам Госпродпотребслужбы: запреты и тонкости

Вся реклама в метро и на других наружных носителях должна быть оформлена на украинском языке. Это касается не только текста, но и названия или логотипа компании. Торговые марки с иностранным неймингом должны иметь свидетельство о регистрации уникального знака по мадридской процедуре или другой документ, подтверждающий законность именно такого логотипа в Украине.

Публикация номера телефона для заказов и справок обязательно должна сопровождаться фразой «звонки согласно тарифам вашего оператора». Размер шрифта для сопроводительной информации также обозначен: не менее половины от величины самих контактных данных.

Широкоформатная реклама на путевых стенах метро (на платформах) и реклама на эскалаторах, оповещающая аудиторию о предстоящих мероприятиях, также должна содержать обязательные формулировки: под надпись «живой звук» или «в концерте используется фонограмма» по правилам выделяют 5 % от общей площади плаката.

Акции и скидки на любой товар или услугу Закон про рекламу обязывает оглашать в процентном соотношении между прошлой и новой ценой. И вообще, всё, что касается денег, должно быть прописано исключительно в национальной валюте и по принципу «было-стало». Кроме того, аудитория должна получить информацию о месте проведения акции и времени её действия. Слоганы, вроде: «Мегаскидки каждый вторник!», не пройдут проверку Госпродпотребслужбой в случае жалобы от недовольного покупателя.

Чтобы разместить фото человека в своём рекламном сюжете, нужно получить разрешение от правообладателя: рекламного агентства, родителей модели-ребёнка и т.д. Для подтверждения платного или бесплатного файлообменника, как источника фотографии, достаточно иметь на руках скрин скачивания файла.

Остались вопросы, касательно общих правил оформления плакатов для рекламы в метро? Переходите по ссылке на полный текст Закона про рекламу на официальном веб-портале Верховного Совета Украины.

А мы сконцентрируемся на специфических сферах услуг, которые требуют особенно тщательного соблюдения правил в создании рекламного оффера.

Закон про рекламу лекарственных средств, ЖК, кредитования и вакансий

Сферы медицины и строительства – рекордсмены по запретам на визуализацию тематических элементов в рекламе. Закон про рекламу лекарственных средств запрещает использование изображений врача, белого халата, скальпеля и других режущих инструментов для продажи своих услуг.

В информации на плакате нельзя давать 100-процентную гарантию действия препарата и упускать фразу «самолечение может быть опасным для вашего здоровья». Под неё выделяется 15 % от общей площади макета, обязательно на чистом фоне.

Сообщение о продаже квартир в жилищных комплексах и другой недвижимости предполагает наличие, а также упоминание в рекламе всего перечня документов у застройщика, включая право на землю.

Несуществующее кредитование под 0 % также находится вне закона. Можно указать минимальную процентную ставку в 0,01 %, но не вводить потребителя в заблуждение о бесплатности своих услуг. Если деятельность лицензируема, нужно указать номер, дату и организацию, которая выдала лицензию.

Объявления о свободных вакансиях не должны дискриминировать соискателя по половому признаку, возрасту, состоянию здоровья и другим характеристикам. Исключения делаются лишь в тех случаях, когда специфика работы действительно определяет пол и возраст сотрудника.

Что грозит рекламодателю, который всё же упустил какой-то из запретов и нарушил Закон про рекламу?

Штрафы за размещение недостоверной рекламы в метро

Уполномоченные лица из Госпродпотребслужбы реагируют на жалобы по установленному протоколу:

  • требование предоставить необходимые документы для проверки информации о рекламодателе приходит нам – прямому оператору рекламы в метро. На их подготовку даётся от двух до четырёх недель;
  • цепочка оператор-посредник-заказчик рекламы подготавливает и передаёт информацию в Госпродпотребслужбу, где она рассматривается какое-то время;
  • в случае подтверждения факта введения потребителей в заблуждение, регуляторный орган принимает меры: это может быть штраф, требование о снятии рекламы или же оба ограничения рекламной деятельности одновременно.

Размеры штрафов за недобросовестную рекламу можно посмотреть в официальном источнике.

Платить придётся заказчику рекламы, так как оператор рекламы и КП «Киевский метрополитен» не несут ответственности за содержание плаката согласно заключённому с клиентом договору.

КОМАНДА-А предоставляет обязательную бесплатную консультацию с правовой точки зрения перед печатью макета и размещением рекламы в метро всем обратившимся рекламодателям. Но окончательное решение о дизайне и тексте на плакате остаётся за заказчиком. Чтобы заказать рекламу НА ЭСКАЛАТОРАХ или НА ПЛАТФОРМАХ, перейдите на соответствующие страницы сайта.